XVII студенческая научно-практическая конференция с международным участием "Физическая культура и спорт, туризм и гостеприимство: взгляд студенческого научного общества"

фото

Организатор конференции: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский государственный университет спорта и туризма» (ГАОУ ВО МГУСиТ).

Информационная поддержка конференции: журнал «Научный вестник МГУСиТ: спорт, туризм, гостеприимство»; сборник научных статей по итогам студенческой научно-практической конференции; официальный сайт ГАОУ ВО МГУСиТ (Анонс конференции).

Конференция проведена 11 апреля 2023 года в МГУСиТ в рамках I Недели студенческой науки «Современные научные фронтиры в спорте и туризме: взгляд молодых» (10-14 апреля 2023 года) с целью представления и обсуждения результатов научных исследований, обмена опытом и организации диалога о перспективах студенческой науки по вопросам развития физической культуры и спорта, индустрий туризма и гостеприимства.

В 2023 году конференция организована и проведена в честь 100-летия образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта и 300-летия Российской академии наук.

Формат конференции включал в себя 7 мероприятий:

  • пленарное заседание «Вклад молодых учёных в развитие спорта, туризма и гостеприимства в Российской Федерации»;
  • секционные заседания:
Секция 1. «Тенденции развития физической культуры и спорта: проблемы и решения»
Секция 2 «Перспективы развития отрасли туризма в РФ теория и практика»;
Секция 3 «Актуальные приоритеты и ресурсы совершенствования сферы гостеприимства в РФ»;
Секция 4 «Обновление структуры и содержания сферы физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства в России: взгляд молодых исследователей», все доклады которой были сделаны на английском языке
§ Секция 5 «Вопросы физиологии спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры»;
§ Секция 6 «Психология спорта как отрасль научного знания: эффективные практики»

Суммарно на секциях было сделано порядка 100 докладов.

В общей сложности в конференции в гибридном формате (офлайн и онлайн) приняли участие порядка 300 студентов и преподавателей из двух десятков ВУЗов, а также училищ, колледжей, центров, школ, клубов и федераций.

На конференцию поступило утверждённых научными руководителями 135 заявок на доклады от обучающихся разных ступеней образования – граждан:

  • Российской Федерации (из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Смоленска, Сочи, Карачаевска, Йошкар-Олы, Архангельска, Санкт-Петербурга, Химок)
  • Вьетнама (из города Тхай Нгуиен)
  • Кыргызстана (из Бишкека)
  • Китая (из 6 разных провинций и городов)

В программу конференции вошли 3 эксклюзивных доклада пленарного заседания, а также были отобраны 117 докладов в секционные заседания.

Свои выступления на конференции представили докладчики
из 18 вузов, 1 училища (техникума) олимпийского резерва № 3 и представитель Федерации спортивной акробатики.

Вузы, в которых обучаются докладчики конференции:

  • Московский государственный университет спорта и туризма
  • Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Сочинский государственный университет
  • Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
  • Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Российский государственный гуманитарный университет
  • Смоленский государственный университет
  • Смоленский государственный университет спорта
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Московский городской педагогический университет
  • Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского
  • Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева
  • Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского
  • Северный государственный медицинский университет
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  • Кыргызско-Турецкий университет «Манас»

Свои статьи в готовящийся к изданию сборник по материалам конференции подали обучающиеся разных ступеней образования
из 13 вузов. Это:

  • Московский государственный университет спорта и туризма
  • Забайкальский государственный университет
  • Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
  • Башкирский институт физической культуры
  • Российский государственный университет туризма и сервиса
  • Ивановский государственный университет
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  • Самарский государственный экономический университет
  • Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
  • Чайковская государственная академия физической культуры и спорта
  • Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского
  • Санкт-Петербургский государственный университет

И 3 училищ. Это:

  • Московское среднее специальное спортивное училище олимпийского резерва № 4 им. А. Я. Гомельского
  • Училище (техникум) олимпийского резерва № 3
  • Казанское училище олимпийского резерва

Дистанционными слушателями конференции зарегистрировались порядка 150 человек из 27 вузов России и зарубежья (Республика Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики), проживающих в 23 городах: Москве, Бресте, Алматы, Астане, Бишкеке, Сочи, Оренбурге, Краснодаре, Хабаровске, Лабытнанги, Королёве, Архангельске, Владикавказе, Магадане, Чайковском, Люберцах, Карачаевске, Казане, Ульяновске, Чите, Смоленске, Шахтах, Ярославле. Это:

  • Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
  • Еразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева
  • Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
  • Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
  • Московский государственный университет спорта и туризма
  • Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
  • Смоленский государственный университет спорта
  • Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
  • Чайковская государственная академия физической культуры и спорта
  • Северный государственный медицинский университет
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
  • Забайкальский государственный университет
  • Российский государственный гуманитарный университет
  • Государственный университет просвещения
  • Хабаровский университет экономики и права
  • Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова
  • Оренбургский государственный университет
  • Сочинский государственный университет
  • Пермский государственный институт культуры
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  • Северо-Восточный государственный университет
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации
  • Московский государственный лингвистический университет
  • Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского
  • Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
  • Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева

3 колледжей:

  • Колледж сервиса города (Оренбург)
  • Краснодарский торгово-экономический колледж
  • Технологический колледж № 24 (Москва)

3 центров:

  • Центр спортивной подготовки сборных команд России
  • Центр поддержки спортсменов
  • Московский центр боевых искусств

3 школ:

  • Республиканская детско-юношеская спортивная школа
  • Школа № 1363
  • Школа № 2016

И 1 клуба (баскетбольный клуб «Сороки»).

С приветственной речью на открытии конференции к её участникам и организаторам обратилась Масягина Наталья Васильевна, ректор ГАОУ ВО МГУСиТ, доктор педагогических наук, доцент, Заслуженный работник физической культуры РФ, Отличник физической культуры и спорта, Лауреат премии города Москвы 2019 года в области физической культуры, спорта и туризма, Лауреат премии Российской Федерации в области образования 2022 года. А также напутственные слова участникам сказали Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, доцент, проректор ГАОУ ВО МГУСиТ, Берулава Каха Мурманович, канд. пед. наук, директор Института спортивных технологий и физического воспитания ГАОУ ВО МГУСиТ, Прокопович Татьяна Григорьевна, директор Института среднего профессионального образования ГАОУ ВО МГУСиТ и Иванцов Александр Александрович, канд. социол. наук, директор Института индустрии туризма и гостеприимства ГАОУ ВО МГУСиТ.

Состоялось пленарное заседание «Вклад молодых учёных в развитие спорта, туризма и гостеприимства в Российской Федерации» (модератор: Плешаков Владимир Андреевич, канд. пед. наук, доцент, начальник отдела проектной и научной деятельности и профессор кафедры психологии ГАОУ ВО МГУСиТ), на котором прозвучали студенческие доклады обучающихся МГУСиТ Демидовой Александры Михайловны (председатель СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ») и Салтанович Анастасии Сергеевны (заместитель председателя СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ») «О вкладе активистов СНО МГУСиТ в развитие спорта, туризма и гостеприимства в России» и РУС «ГЦОЛИФК» Ганеевой Любови Давидовны «Олимпийское движение на рубеже V и VI технологических укладов», а также специальное мотивирующее выступление кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, директора по науке АНО ДПО «Институт молодёжи» Светланы Юрьевны Поповой «Зачем студенту наставник: социально-психологическая модель поддержки».

Во второй части пленарного заседания был проведён II научный профессионально-ориентированный квиз «Лига МГУСиТ»: команды преподавателей vs команд студентов, в котором соревновались 4 команды: 2 команды студентов среднего профессионального и высшего образования и 2 команды преподавателей (также среднего профессионального и высшего образования). Победила команда преподавателей высшего образования.

В результате состоявшегося пленарного заседания включены в настоящую резолюцию следующие предложения:

  1. Всесторонне поддерживать деятельность студенческих научных обществ в ВУЗах, в том числе помогать активистам СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ».
  2. Развивать институт наставничества не только в Год педагога и наставника (2023), но и далее.
  3. В следующем году организовать и провести III научный профессионально-ориентированный квиз «Лига МГУСиТ» в расширенном составе команд студентов и преподавателей.

В рамках заседания секции № 1 «Тенденции развития физической культуры и спорта: проблемы и решения» (модератор: Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, доцент, проректор МГУСиТ) обсуждались следующие актуальные вопросы:

  • спортивная подготовка в различных видах спорта (в частности, лыжный и танцевальный спорт, бальные танцы, спортивная акробатика, фехтование, гимнастика, конный спорт, скалолазание, фигурное катание, борьба, хоккей, футбол)
  • индивидуальные особенности спортсменов как фактор индивидуализации их спортивной подготовки
  • вопросы управления тренировочным процессом

Были представлены доклады студентов бакалавриата, магистратуры и обучающихся в аспирантуре.

На основе анализа и обобщения докладов и статей, представленных участниками секции № 1, были сформулированы следующие основные выводы и предложения, включённые в настоящую резолюцию:

  1. Необходимо всячески стимулировать взаимодействие организаций науки, высшего образования, среднего профессионального образования, общего и дополнительного профессионального образования в рамках общих проектов и программ развития образования в сфере физической культуры и спорта.
  2. Совершенствование систем подготовки спортсменов всех уровней квалификации позволит, в частности, внедрять современные подходы повышения квалификации тренерско-преподавательского состава.
  3. В спорте необходима дальнейшая разработка новой технологической базы развития спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории и методики спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики, биотехнологий, медицины, информатики и нанотехнологий.
  4. Спортивная деятельность выполняет в обществе такие важные функции, как: образовательная и познавательная, духовно-нравственная, социально-биологическая адаптация, снижение социальной напряжённости, профилактика заболеваемости, правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек.

По итогам работы секции были выбраны лучшие доклады и подведены итоги.

В рамках заседания секции № 2 «Перспективы развития отрасли туризма в РФ: теория и практика» (модераторы: Коршунов Алексей Владимирович, канд. социол. наук, заведующий кафедрой туризма ГАОУ ВО МГУСиТ и Магдич Евгений Александрович, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и доцент кафедры туризма ГАОУ ВО МГУСиТ) особенно активно обсуждались следующие актуальные вопросы:

  • современное состояние и перспективы развития событийного, круизного, автомобильного, спортивного и молодёжного туризма в России
  • проблемы развития современного этнографического туризма в регионах РФ

Были представлены доклады студентов СПО и бакалавриата.

По итогам работы секции № 2 в настоящую резолюцию включены следующие выводы и предложения:

  1. Признать необходимость совершенствования и продвижения событийного, этнического, круизного, спортивного, автомобильного туризма в России, с учётом современного состояния туристской индустрии.
  2. Признать необходимым разработку туристического продукта посредством связи исторических фактов с современностью.
  3. Отметить инновационность подходов обучения навыкам профессионального общения при подготовке гидов-экскурсоводов.
  4. Признать необходимым применение систем управления взаимоотношениями с клиентами в туриндустрии.
  5. Отметить существенное значение формирования современного программного обеспечения в туриндустрии в условиях геополитической нестабильности.
  6. Отметить необходимость сохранения и восстановления ресурсного потенциала исчезнувших памятников города Москвы.

По итогам работы секции были выбраны лучшие доклады и подведены итоги.

В рамках заседания секции № 3 «Актуальные приоритеты и ресурсы совершенствования сферы гостеприимства в РФ» (модераторы: Успенская Марина Евгеньевна, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного дела ГАОУ ВО МГУСиТ и Ушаков Роман Николаевич, канд. экон. наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела ГАОУ ВО МГУСиТ, председатель совета молодых учёных ГАОУ ВО МГУСиТ) были представлены доклады студентов бакалавриата. Обсуждались следующие основные вопросы:

  • экологические технологии в гостиничном бизнесе;
  • проектирование актуальных гостиничных продуктов;
  • пути повышения качества обслуживания в индустрии гостеприимства;
  • современные элементы продвижения услуг гостиниц и ресторанов;
  • особенности обучения и мотивации сотрудников отелей и предприятий общественного питания;
  • совершенствование организации питания в гостиничной индустрии.

Были представлены доклады студентов бакалавриата.

По итогам работы секции № 3 в настоящую резолюцию включены следующие предложения и цели:

  1. Необходимо участвовать в разработке новых образовательных стандартов по направлению «Гостиничное дело» совместно с представителями гостиничной индустрии, активно подключая имеющих опыт работы в гостинице студентов.
  2. Требуются разработки практических рекомендаций по развитию гостиничной индустрии с учётом изменения внешних условий функционирования предприятий индустрии гостеприимства РФ в виде научно-исследовательских работ студентов.
  3. Необходима активная поддержка и развитие студенческих научных обществ (СНО) университетов через участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях в других вузах и регионах, а также продвижение достижений и событий СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ» в социальных интернет-сетях.

Достижение поставленных целей позволит совершенствовать научную компоненту обучения студентов в университете, выделить образовательную траекторию подготовки кадров для гостиничной индустрии, определить запросы гостиничной отрасли и удовлетворять их через реализацию научно-практических работ.

По итогам работы секции комиссией, организованной из сотрудников кафедры гостиничного и ресторанного дела, были выбраны лучшие доклады и подведены итоги.

В рамках заседания секции № 4 на английском языке «Обновление структуры и содержания сферы физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства в России: взгляд молодых исследователей» (модераторы: Дьячкова Наталия Александровна, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и старший преподаватель кафедры иностранных языков ГАОУ ВО МГУСиТ и Надедова Екатерина Александровна, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе и старший преподаватель кафедры иностранных языков ГАОУ ВО МГУСиТ). Обсуждались следующие темы:

  • важность изучения профессионально-ориентированной лексики спортсменами
  • проблемы мотивации при изучении иностранного языка и проблемы профессионального самоопределения
  • тенденции развития туристической индустрии и гостеприимства в России, в частности, на Дальнем Востоке
  • тенденции развития «зелёных технологий» в гостеприимстве и туризме
  • метафоризация эмоций в профессиональном дискурсе атлетов
  • гастрономические бренды в России

Были представлены доклады студентов СПО, бакалавриата, магистратуры и обучающихся в аспирантуре.

По итогам работы секции № 4 в настоящую резолюцию включены следующие выводы и предложения:

  1. Необходимо адаптировать существующие образовательные программы с учётом современных тенденций и внедрять в обучение иностранным языкам больше профессионально-ориентированной лексики.
  2. Важно изучать возможность дальнейшего развития туристической отрасли на территории Российской Федерации и популяризации экологических и гастрономических туров внутри страны.
  3. Требуется более глубокое изучение возможности переориентации туристической отрасли на установление сотрудничества с дружественными странами.

В рамках заседания секции № 5 «Вопросы физиологии спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры» (модераторы: Гернет Ирина Николаевна, канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии спорта и физического воспитания ГАОУ ВО МГУСиТ и Гернет Михаил Сергеевич, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и старший преподаватель кафедры физиологии спорта и физического воспитания ГАОУ ВО МГУСиТ) обсуждались следующие основные вопросы:

  • значимость физиологических знаний для повышения эффективности тренировочного процесса в спорте, оздоровительного воздействия в физической культуре;
  • внедрение современных медико-биологических методов исследования в оценке эффективности применяемых методик в области физической культуры, адаптивной физической культуры и спорта;
  • актуальность функциональных исследований в области адаптивной физической культуры.

Свои доклады представили обучающиеся всех уровней образования.

Было подчёркнуто, что около 40 % студентов, обучающихся на направлении подготовки по адаптивной физической культуре активно участвуют в научных исследованиях кафедры физиологии спорта и физического воспитания МГУСиТ.

По итогам работы секции № 5 в настоящую резолюцию включены следующие выводы:

  1. Все доклады обучающихся, заслушанные на секции, выполнены на высоком профессиональном уровне с применением физиологических, психофизиологических и аппаратных методов исследования.
  2. Необходимо продолжать укрепление материально-технической базы университетов с целью создания в них современных научно-исследовательских лабораторий для проведения медико-биологических исследований, что повышает качество проводимых обучающимися исследований в области физической культуры и спорта.
  3. Отмечается повышение интереса у обучающихся к занятию научными исследованиями в области физического воспитания, спорта и адаптивной физической культуры с использованием современного оборудования научно-исследовательских лабораторий.

В рамках заседания секции № 6 «Психология спорта как отрасль научного знания: эффективные практики» (модераторы: Соловьёва Алла Вячеславовна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой психологии ГАОУ ВО МГУСиТ и Уляева Лира Гаязовна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии МГУСиТ, президент Ассоциации спортивных психологов) обсуждались следующие основные вопросы:

  • диагностика процесса утомления и влияние стресса на организм спортсмена
  • влияние шума на внимание и память спортсмена, оценка и создание условий для обучения спортсмена, взаимодействия с тренером и в коллективе
  • исследование мотивации занимающихся в фитнес-клубе
  • психолого-педагогические приёмы развития мотивации, памяти спортсменов и особенности их психологической готовности к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

Свои доклады представили обучающиеся всех уровней образования.

По итогам работы секции № 6 в настоящую резолюцию включены следующие выводы и цели:

  1. Необходимо активно участвовать в создании и развитии студенческого научного кружка на кафедре психологии, поддерживая и инициируя научный интерес обучающихся, их взаимодействие с научными сообществами других вузов.
  2. Признать необходимость и практическую значимость подготовки спортивных психологов для отрасли в целом и отдельных видов спорта.
  3. Поддержать инициативу Ассоциации спортивных психологов для продвижения предложенного профессионального стандарта «Спортивный психолог» в Министерство труда и социальной защиты РФ, в том числе за счёт научных публикаций, отражающих практический опыт и подтверждающих эффективность применяемых практик.

По итогам работы секции было создано две комиссии – одна из профессорско-преподавательского состава гостей, вторая из участников секции – выбраны лучшие доклады, подведены итоги и награждены участники.

По итогам всей конференции предложено:

  1. Одобрить в целом результаты конференции, отметить её актуальность и реализованную научно-практическую направленность.
  2. Конференция, являясь площадкой для студенческой спортивной науки, студенческой туристской науки и студенческой науки о гостеприимстве должна со следующего года принять статус международной.
  3. Активизировать на разных уровнях образования проведение научных исследований студентами по вопросам изучения современных тенденций, проблем и путей развития физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства.
  4. Продолжить с учётом современных тенденций развития цифровой экономики осуществляемое совершенствование подготовки спортивных кадров, кадров в сфере индустрии туризма и гостеприимства.
  5. Признать необходимым дальнейшее более активное вовлечение в научно-исследовательскую деятельность молодых исследователей (студентов, магистрантов, аспирантов, начинающих педагогов).
  6. Активнее привлекать студентов из студенческих научных кружков (СНК) при кафедрах университета и использовать имеющиеся ресурсы студенческого научного общества «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ» для организации и участия в научно-практических мероприятиях Московского государственного университета спорта и туризма, а также в событиях создаваемой университетской «Точки кипения МГУ спорта и туризма».
  7. Осуществить редакторскую подготовку, вёрстку и обеспечить издание сборника статей по итогам конференции, опубликовать цифровую версию сборника на сайте Московского государственного университета спорта и туризма, обеспечить постатейное размещение его материалов для индексации в базе Научной электронной библиотеки Elibrary.ru, согласно лицензионному договору SIO-6284/2022 от 12.09.2022 года.
  8. Разместить на официальном сайте ГАОУ ВО МГУСиТ в разделе «Наука» в подразделе «Научные мероприятия» , в разделе «Наука» в подраздел «Новости»  и в разделе «Новости»  настоящую резолюцию.

Остались вопросы?

Напишите нам, и наш сотрудник приемной комиссии ответит на все ваши вопросы.
Университет физкультуры - стань частью московского спорта

Электронная приемная ректора

Поле ошибки
Поле ошибки
Поле ошибки
Поле ошибки
Поле ошибки
Поле ошибки
Поле ошибки
Поле ошибки
Поле ошибки