Организатор конференции: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский государственный университет спорта и туризма» (ГАОУ ВО МГУСиТ).
Информационная поддержка конференции: журнал «Научный вестник МГУСиТ: спорт, туризм, гостеприимство»; сборник научных статей по итогам студенческой научно-практической конференции; официальный сайт ГАОУ ВО МГУСиТ (Анонс конференции).
Конференция проведена 11 апреля 2023 года в МГУСиТ в рамках I Недели студенческой науки «Современные научные фронтиры в спорте и туризме: взгляд молодых» (10-14 апреля 2023 года) с целью представления и обсуждения результатов научных исследований, обмена опытом и организации диалога о перспективах студенческой науки по вопросам развития физической культуры и спорта, индустрий туризма и гостеприимства.
В 2023 году конференция организована и проведена в честь 100-летия образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта и 300-летия Российской академии наук.
Формат конференции включал в себя 7 мероприятий:
- пленарное заседание «Вклад молодых учёных в развитие спорта, туризма и гостеприимства в Российской Федерации»;
- секционные заседания:
Секция 1. «Тенденции развития физической культуры и спорта: проблемы и решения»
Секция 2 «Перспективы развития отрасли туризма в РФ теория и практика»;
Секция 3 «Актуальные приоритеты и ресурсы совершенствования сферы гостеприимства в РФ»;
Секция 4 «Обновление структуры и содержания сферы физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства в России: взгляд молодых исследователей», все доклады которой были сделаны на английском языке
§ Секция 5 «Вопросы физиологии спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры»;
§ Секция 6 «Психология спорта как отрасль научного знания: эффективные практики»
Суммарно на секциях было сделано порядка 100 докладов.
В общей сложности в конференции в гибридном формате (офлайн и онлайн) приняли участие порядка 300 студентов и преподавателей из двух десятков ВУЗов, а также училищ, колледжей, центров, школ, клубов и федераций.
На конференцию поступило утверждённых научными руководителями 135 заявок на доклады от обучающихся разных ступеней образования – граждан:
- Российской Федерации (из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Смоленска, Сочи, Карачаевска, Йошкар-Олы, Архангельска, Санкт-Петербурга, Химок)
- Вьетнама (из города Тхай Нгуиен)
- Кыргызстана (из Бишкека)
- Китая (из 6 разных провинций и городов)
В программу конференции вошли 3 эксклюзивных доклада пленарного заседания, а также были отобраны 117 докладов в секционные заседания.
Свои выступления на конференции представили докладчики
из 18 вузов, 1 училища (техникума) олимпийского резерва № 3 и представитель Федерации спортивной акробатики.
Вузы, в которых обучаются докладчики конференции:
- Московский государственный университет спорта и туризма
- Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
- Сочинский государственный университет
- Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
- Финансовый университет при Правительстве РФ
- Российский государственный гуманитарный университет
- Смоленский государственный университет
- Смоленский государственный университет спорта
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Московский городской педагогический университет
- Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского
- Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева
- Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского
- Северный государственный медицинский университет
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
- Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
Свои статьи в готовящийся к изданию сборник по материалам конференции подали обучающиеся разных ступеней образования
из 13 вузов. Это:
- Московский государственный университет спорта и туризма
- Забайкальский государственный университет
- Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
- Башкирский институт физической культуры
- Российский государственный университет туризма и сервиса
- Ивановский государственный университет
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
- Самарский государственный экономический университет
- Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
- Чайковская государственная академия физической культуры и спорта
- Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского
- Санкт-Петербургский государственный университет
И 3 училищ. Это:
- Московское среднее специальное спортивное училище олимпийского резерва № 4 им. А. Я. Гомельского
- Училище (техникум) олимпийского резерва № 3
- Казанское училище олимпийского резерва
Дистанционными слушателями конференции зарегистрировались порядка 150 человек из 27 вузов России и зарубежья (Республика Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики), проживающих в 23 городах: Москве, Бресте, Алматы, Астане, Бишкеке, Сочи, Оренбурге, Краснодаре, Хабаровске, Лабытнанги, Королёве, Архангельске, Владикавказе, Магадане, Чайковском, Люберцах, Карачаевске, Казане, Ульяновске, Чите, Смоленске, Шахтах, Ярославле. Это:
- Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
- Еразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева
- Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
- Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
- Московский государственный университет спорта и туризма
- Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
- Смоленский государственный университет спорта
- Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
- Чайковская государственная академия физической культуры и спорта
- Северный государственный медицинский университет
- Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
- Забайкальский государственный университет
- Российский государственный гуманитарный университет
- Государственный университет просвещения
- Хабаровский университет экономики и права
- Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова
- Оренбургский государственный университет
- Сочинский государственный университет
- Пермский государственный институт культуры
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
- Северо-Восточный государственный университет
- Московский государственный технический университет гражданской авиации
- Московский государственный лингвистический университет
- Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского
- Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
- Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
- Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева
3 колледжей:
- Колледж сервиса города (Оренбург)
- Краснодарский торгово-экономический колледж
- Технологический колледж № 24 (Москва)
3 центров:
- Центр спортивной подготовки сборных команд России
- Центр поддержки спортсменов
- Московский центр боевых искусств
3 школ:
- Республиканская детско-юношеская спортивная школа
- Школа № 1363
- Школа № 2016
И 1 клуба (баскетбольный клуб «Сороки»).
С приветственной речью на открытии конференции к её участникам и организаторам обратилась Масягина Наталья Васильевна, ректор ГАОУ ВО МГУСиТ, доктор педагогических наук, доцент, Заслуженный работник физической культуры РФ, Отличник физической культуры и спорта, Лауреат премии города Москвы 2019 года в области физической культуры, спорта и туризма, Лауреат премии Российской Федерации в области образования 2022 года. А также напутственные слова участникам сказали Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, доцент, проректор ГАОУ ВО МГУСиТ, Берулава Каха Мурманович, канд. пед. наук, директор Института спортивных технологий и физического воспитания ГАОУ ВО МГУСиТ, Прокопович Татьяна Григорьевна, директор Института среднего профессионального образования ГАОУ ВО МГУСиТ и Иванцов Александр Александрович, канд. социол. наук, директор Института индустрии туризма и гостеприимства ГАОУ ВО МГУСиТ.
Состоялось пленарное заседание «Вклад молодых учёных в развитие спорта, туризма и гостеприимства в Российской Федерации» (модератор: Плешаков Владимир Андреевич, канд. пед. наук, доцент, начальник отдела проектной и научной деятельности и профессор кафедры психологии ГАОУ ВО МГУСиТ), на котором прозвучали студенческие доклады обучающихся МГУСиТ Демидовой Александры Михайловны (председатель СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ») и Салтанович Анастасии Сергеевны (заместитель председателя СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ») «О вкладе активистов СНО МГУСиТ в развитие спорта, туризма и гостеприимства в России» и РУС «ГЦОЛИФК» Ганеевой Любови Давидовны «Олимпийское движение на рубеже V и VI технологических укладов», а также специальное мотивирующее выступление кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, директора по науке АНО ДПО «Институт молодёжи» Светланы Юрьевны Поповой «Зачем студенту наставник: социально-психологическая модель поддержки».
Во второй части пленарного заседания был проведён II научный профессионально-ориентированный квиз «Лига МГУСиТ»: команды преподавателей vs команд студентов, в котором соревновались 4 команды: 2 команды студентов среднего профессионального и высшего образования и 2 команды преподавателей (также среднего профессионального и высшего образования). Победила команда преподавателей высшего образования.
В результате состоявшегося пленарного заседания включены в настоящую резолюцию следующие предложения:
- Всесторонне поддерживать деятельность студенческих научных обществ в ВУЗах, в том числе помогать активистам СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ».
- Развивать институт наставничества не только в Год педагога и наставника (2023), но и далее.
- В следующем году организовать и провести III научный профессионально-ориентированный квиз «Лига МГУСиТ» в расширенном составе команд студентов и преподавателей.
В рамках заседания секции № 1 «Тенденции развития физической культуры и спорта: проблемы и решения» (модератор: Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, доцент, проректор МГУСиТ) обсуждались следующие актуальные вопросы:
- спортивная подготовка в различных видах спорта (в частности, лыжный и танцевальный спорт, бальные танцы, спортивная акробатика, фехтование, гимнастика, конный спорт, скалолазание, фигурное катание, борьба, хоккей, футбол)
- индивидуальные особенности спортсменов как фактор индивидуализации их спортивной подготовки
- вопросы управления тренировочным процессом
Были представлены доклады студентов бакалавриата, магистратуры и обучающихся в аспирантуре.
На основе анализа и обобщения докладов и статей, представленных участниками секции № 1, были сформулированы следующие основные выводы и предложения, включённые в настоящую резолюцию:
- Необходимо всячески стимулировать взаимодействие организаций науки, высшего образования, среднего профессионального образования, общего и дополнительного профессионального образования в рамках общих проектов и программ развития образования в сфере физической культуры и спорта.
- Совершенствование систем подготовки спортсменов всех уровней квалификации позволит, в частности, внедрять современные подходы повышения квалификации тренерско-преподавательского состава.
- В спорте необходима дальнейшая разработка новой технологической базы развития спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории и методики спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики, биотехнологий, медицины, информатики и нанотехнологий.
- Спортивная деятельность выполняет в обществе такие важные функции, как: образовательная и познавательная, духовно-нравственная, социально-биологическая адаптация, снижение социальной напряжённости, профилактика заболеваемости, правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек.
По итогам работы секции были выбраны лучшие доклады и подведены итоги.
В рамках заседания секции № 2 «Перспективы развития отрасли туризма в РФ: теория и практика» (модераторы: Коршунов Алексей Владимирович, канд. социол. наук, заведующий кафедрой туризма ГАОУ ВО МГУСиТ и Магдич Евгений Александрович, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и доцент кафедры туризма ГАОУ ВО МГУСиТ) особенно активно обсуждались следующие актуальные вопросы:
- современное состояние и перспективы развития событийного, круизного, автомобильного, спортивного и молодёжного туризма в России
- проблемы развития современного этнографического туризма в регионах РФ
Были представлены доклады студентов СПО и бакалавриата.
По итогам работы секции № 2 в настоящую резолюцию включены следующие выводы и предложения:
- Признать необходимость совершенствования и продвижения событийного, этнического, круизного, спортивного, автомобильного туризма в России, с учётом современного состояния туристской индустрии.
- Признать необходимым разработку туристического продукта посредством связи исторических фактов с современностью.
- Отметить инновационность подходов обучения навыкам профессионального общения при подготовке гидов-экскурсоводов.
- Признать необходимым применение систем управления взаимоотношениями с клиентами в туриндустрии.
- Отметить существенное значение формирования современного программного обеспечения в туриндустрии в условиях геополитической нестабильности.
- Отметить необходимость сохранения и восстановления ресурсного потенциала исчезнувших памятников города Москвы.
По итогам работы секции были выбраны лучшие доклады и подведены итоги.
В рамках заседания секции № 3 «Актуальные приоритеты и ресурсы совершенствования сферы гостеприимства в РФ» (модераторы: Успенская Марина Евгеньевна, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного дела ГАОУ ВО МГУСиТ и Ушаков Роман Николаевич, канд. экон. наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела ГАОУ ВО МГУСиТ, председатель совета молодых учёных ГАОУ ВО МГУСиТ) были представлены доклады студентов бакалавриата. Обсуждались следующие основные вопросы:
- экологические технологии в гостиничном бизнесе;
- проектирование актуальных гостиничных продуктов;
- пути повышения качества обслуживания в индустрии гостеприимства;
- современные элементы продвижения услуг гостиниц и ресторанов;
- особенности обучения и мотивации сотрудников отелей и предприятий общественного питания;
- совершенствование организации питания в гостиничной индустрии.
Были представлены доклады студентов бакалавриата.
По итогам работы секции № 3 в настоящую резолюцию включены следующие предложения и цели:
- Необходимо участвовать в разработке новых образовательных стандартов по направлению «Гостиничное дело» совместно с представителями гостиничной индустрии, активно подключая имеющих опыт работы в гостинице студентов.
- Требуются разработки практических рекомендаций по развитию гостиничной индустрии с учётом изменения внешних условий функционирования предприятий индустрии гостеприимства РФ в виде научно-исследовательских работ студентов.
- Необходима активная поддержка и развитие студенческих научных обществ (СНО) университетов через участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях в других вузах и регионах, а также продвижение достижений и событий СНО «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ» в социальных интернет-сетях.
Достижение поставленных целей позволит совершенствовать научную компоненту обучения студентов в университете, выделить образовательную траекторию подготовки кадров для гостиничной индустрии, определить запросы гостиничной отрасли и удовлетворять их через реализацию научно-практических работ.
По итогам работы секции комиссией, организованной из сотрудников кафедры гостиничного и ресторанного дела, были выбраны лучшие доклады и подведены итоги.
В рамках заседания секции № 4 на английском языке «Обновление структуры и содержания сферы физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства в России: взгляд молодых исследователей» (модераторы: Дьячкова Наталия Александровна, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и старший преподаватель кафедры иностранных языков ГАОУ ВО МГУСиТ и Надедова Екатерина Александровна, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе и старший преподаватель кафедры иностранных языков ГАОУ ВО МГУСиТ). Обсуждались следующие темы:
- важность изучения профессионально-ориентированной лексики спортсменами
- проблемы мотивации при изучении иностранного языка и проблемы профессионального самоопределения
- тенденции развития туристической индустрии и гостеприимства в России, в частности, на Дальнем Востоке
- тенденции развития «зелёных технологий» в гостеприимстве и туризме
- метафоризация эмоций в профессиональном дискурсе атлетов
- гастрономические бренды в России
Были представлены доклады студентов СПО, бакалавриата, магистратуры и обучающихся в аспирантуре.
По итогам работы секции № 4 в настоящую резолюцию включены следующие выводы и предложения:
- Необходимо адаптировать существующие образовательные программы с учётом современных тенденций и внедрять в обучение иностранным языкам больше профессионально-ориентированной лексики.
- Важно изучать возможность дальнейшего развития туристической отрасли на территории Российской Федерации и популяризации экологических и гастрономических туров внутри страны.
- Требуется более глубокое изучение возможности переориентации туристической отрасли на установление сотрудничества с дружественными странами.
В рамках заседания секции № 5 «Вопросы физиологии спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры» (модераторы: Гернет Ирина Николаевна, канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии спорта и физического воспитания ГАОУ ВО МГУСиТ и Гернет Михаил Сергеевич, заместитель заведующего кафедрой по научной работе и старший преподаватель кафедры физиологии спорта и физического воспитания ГАОУ ВО МГУСиТ) обсуждались следующие основные вопросы:
- значимость физиологических знаний для повышения эффективности тренировочного процесса в спорте, оздоровительного воздействия в физической культуре;
- внедрение современных медико-биологических методов исследования в оценке эффективности применяемых методик в области физической культуры, адаптивной физической культуры и спорта;
- актуальность функциональных исследований в области адаптивной физической культуры.
Свои доклады представили обучающиеся всех уровней образования.
Было подчёркнуто, что около 40 % студентов, обучающихся на направлении подготовки по адаптивной физической культуре активно участвуют в научных исследованиях кафедры физиологии спорта и физического воспитания МГУСиТ.
По итогам работы секции № 5 в настоящую резолюцию включены следующие выводы:
- Все доклады обучающихся, заслушанные на секции, выполнены на высоком профессиональном уровне с применением физиологических, психофизиологических и аппаратных методов исследования.
- Необходимо продолжать укрепление материально-технической базы университетов с целью создания в них современных научно-исследовательских лабораторий для проведения медико-биологических исследований, что повышает качество проводимых обучающимися исследований в области физической культуры и спорта.
- Отмечается повышение интереса у обучающихся к занятию научными исследованиями в области физического воспитания, спорта и адаптивной физической культуры с использованием современного оборудования научно-исследовательских лабораторий.
В рамках заседания секции № 6 «Психология спорта как отрасль научного знания: эффективные практики» (модераторы: Соловьёва Алла Вячеславовна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой психологии ГАОУ ВО МГУСиТ и Уляева Лира Гаязовна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии МГУСиТ, президент Ассоциации спортивных психологов) обсуждались следующие основные вопросы:
- диагностика процесса утомления и влияние стресса на организм спортсмена
- влияние шума на внимание и память спортсмена, оценка и создание условий для обучения спортсмена, взаимодействия с тренером и в коллективе
- исследование мотивации занимающихся в фитнес-клубе
- психолого-педагогические приёмы развития мотивации, памяти спортсменов и особенности их психологической готовности к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности
Свои доклады представили обучающиеся всех уровней образования.
По итогам работы секции № 6 в настоящую резолюцию включены следующие выводы и цели:
- Необходимо активно участвовать в создании и развитии студенческого научного кружка на кафедре психологии, поддерживая и инициируя научный интерес обучающихся, их взаимодействие с научными сообществами других вузов.
- Признать необходимость и практическую значимость подготовки спортивных психологов для отрасли в целом и отдельных видов спорта.
- Поддержать инициативу Ассоциации спортивных психологов для продвижения предложенного профессионального стандарта «Спортивный психолог» в Министерство труда и социальной защиты РФ, в том числе за счёт научных публикаций, отражающих практический опыт и подтверждающих эффективность применяемых практик.
По итогам работы секции было создано две комиссии – одна из профессорско-преподавательского состава гостей, вторая из участников секции – выбраны лучшие доклады, подведены итоги и награждены участники.
По итогам всей конференции предложено:
- Одобрить в целом результаты конференции, отметить её актуальность и реализованную научно-практическую направленность.
- Конференция, являясь площадкой для студенческой спортивной науки, студенческой туристской науки и студенческой науки о гостеприимстве должна со следующего года принять статус международной.
- Активизировать на разных уровнях образования проведение научных исследований студентами по вопросам изучения современных тенденций, проблем и путей развития физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства.
- Продолжить с учётом современных тенденций развития цифровой экономики осуществляемое совершенствование подготовки спортивных кадров, кадров в сфере индустрии туризма и гостеприимства.
- Признать необходимым дальнейшее более активное вовлечение в научно-исследовательскую деятельность молодых исследователей (студентов, магистрантов, аспирантов, начинающих педагогов).
- Активнее привлекать студентов из студенческих научных кружков (СНК) при кафедрах университета и использовать имеющиеся ресурсы студенческого научного общества «Научно-образовательный круговорот МГУСиТ» для организации и участия в научно-практических мероприятиях Московского государственного университета спорта и туризма, а также в событиях создаваемой университетской «Точки кипения МГУ спорта и туризма».
- Осуществить редакторскую подготовку, вёрстку и обеспечить издание сборника статей по итогам конференции, опубликовать цифровую версию сборника на сайте Московского государственного университета спорта и туризма, обеспечить постатейное размещение его материалов для индексации в базе Научной электронной библиотеки Elibrary.ru, согласно лицензионному договору SIO-6284/2022 от 12.09.2022 года.
- Разместить на официальном сайте ГАОУ ВО МГУСиТ в разделе «Наука» в подразделе «Научные мероприятия» , в разделе «Наука» в подраздел «Новости» и в разделе «Новости» настоящую резолюцию.